Глоссарий

Информационная культура

Информационная культура — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением личности и проявлением её субъективности в информационном обществе. Информационная культура, основана на производственной формации создания новых информационных продуктов, изменения коммуникативной среды, интеграции человечества в единое информационное пространство и рост числа цифровых инструментов, позволяющих придавать информации всё большее число форм.

Информационная культура, является областью самовыражения личности с учётом таких особенностей информационного общества как:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • увеличение числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
  • появления общественного запроса на проактивную открытость государственного управления и всех активных участников общественных коммуникаций.

На практике, информационная культура существует в среде, где способность гражданина использовать современные инструменты коммуникации, взаимодействия с другими участниками общественного пространства, позволяет создавать новые проекты, нацеленные на общественное благо и на коммерческую выгоду.

Частью информационной культуры, являются инициативы по понятности государства, правил общественного устройства, коммуникаций (язык разговора и язык визуализации), а также инициативы по открытости такие как открытые данные, свободные/открытые лицензии и многое другое.

Наша цель, в создании просветительских проектов, поощряющих появление идей и новаций по развитию информационной культуры в обществе и устойчивому развитию и поддержанию существующих и новых проектов в этой области.

Открытые данные

Открытые данные (англ. open data) — концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля. Открытые данные можно воспроизводить, распространять, обрабатывать, комбинировать и повторно использовать без каких-либо ограничений за исключением требования указывать источник.

Обычно под открытыми данными понимаются данные, опубликованные в Интернете.

Наиболее важные критерии открытости данных – это машиночитаемый формат и наличие оговоренных условий, разрешающих распространение и повторное использование.

Машиночитаемые форматы – это форматы, позволяющие обрабатывать данные с помощью компьютера. Например, CSV, JSON, XML, XLS. Данные, опубликованные в человекочитаемом формате (например, PDF), можно отнести к категории открытых, но очень условно. Отсутствие машиночитаемого формата делает данные фактически непригодными к использованию.

Для публикации данных на условиях, отвечающих критериям открытости, часто используются международные открытые лицензии. Существует несколько типов таких лицензий, разработанных разными организациями и признаваемых по всему миру. Это, прежде всего, открытые лицензии Creative Commons, Open Data Commons. Также существуют локальные открытые лицензии, действующие только в определенных юрисдикциях (например,Data License Germany, Open Government License Canada). Многие из этих лицензий требуют при распространении указывать источник. Еще одно допустимое принципами открытости требование – это распространение производных продуктов на тех же условиях, что и исходный.

Наиболее крупный потенциальный поставщик открытых данных – это государство, так как государственные ведомства в ходе своей работы собирают множество данных в самых разных сферах общественно-экономической жизни страны. Идея раскрытия государственных данных основывается на том, что эти данные собираются на средства налогоплательщиков и, соответственно, должны быть им доступны. Кроме того, важным источником данных могут служить научно-исследовательские институты и некоммерческие организации – как локальные, так и международные.

В качестве характеристики открытых данных часто используется так называемая пятизвездочная модель, разработанная Тимом Бернерсом-Ли. Эта схема предлагает следующую градацию функциональности данных:

* Данные доступны в Сети по открытой лицензии хотя бы в человекочитаемом формате (например, в виде скана документа). Использовать их неудобно, но, по крайней мере, они уже опубликованы и общедоступны.

** Данные доступны в Сети и представлены в структурированном машиночитаемом формате (например, таблица Excel). Минус Excel в том, что это закрытый (проприетарный) формат, который может содержать недоступную пользователям информацию, а также в силу своей специфики плохо пригоден для обработки некоторыми программными средствами. Тем не менее, данные структурированы и могут быть обработаны компьютером.

*** Данные доступны в открытом (непроприетарном) формате (например, CSV). В отличие от Excel, этот формат не позволяет скрыть от пользователей информацию и совместим с самыми разными программными инструментами.

**** Опубликованные данные имеют идентификаторы (URI, Universal Resource Identificator), благодаря которым на них можно ссылаться напрямую (пример на сайте 5stardata.info).

***** Данные представлены не изолированно, а связаны с другими данными, к которым пользователь может обращаться по мере надобности и тем самым формировать свое представление о данных с учетом их контекста (пример на сайте 5stardata.info).

Открытые государственные данные

Государственные данные, представляют один из ключевых интересов для общества и многочисленные некоммерческие организации и отдельные активисты добиваются открытости государственной информации в машиночитаемой форме. Многие национальные правительства, в рамках стратегий «открытого государства», создали веб-сайты для распространения части данных, обрабатываемых в секторе государственного управления.

Инициатива по раскрытию данных, является фундаментом открытого государственного управления во многих странах мира. С помощью открытых данных обеспечивается прозрачность работы органов государственной власти, формируется база для гражданского контроля, создаются новые услуги для граждан и бизнеса.

Раскрытие информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в форме открытых данных, является одной из базовых задач при формировании системы «Открытое правительство».

Открытое правительство

Открытое правительство (открытое государство) — это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства, с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием. В наиболее широком изложении, она противостоит попыткам легитимизации расширения секретности и не публичности деятельности государственных структур. Аргументы, в пользу открытого правительства, восходят ко времени европейского Возрождения: к дебатам о правильном обустройстве рождающегося тогда гражданского общества.

Прозрачность государства, часто связана с обеспечением подотчетности. Прозрачность зачастую позволяет гражданам демократических стран контролировать их государство и уменьшать коррупцию, взятки, и иные должностные преступления.

Современная доктрина открытости государства, находит сильную поддержку среди некоммерческих организаций, занятых противостоянием тому, что они видят как непрерывную тенденцию склонности государства к уходу в секретность, везде где это только возможно. Они выступают в поддержку применения норм открытости и прозрачности по всему миру и убеждают в необходимости подобных стандартов для процветания и развития демократических обществ.

Мировая практика, в области открытости государства, является весьма широкой и включает множество тем и направлений, которые правительства стран выбирают как приоритетные. В то же время, ряд направлений присутствуют повсеместно и считаются неотъемлемыми для обеспечения публичности государства. К таким направлениям можно отнести:

  • Свобода информации. Свобода доступа к государственной информации для граждан.
  • Открытые данные. Открытые государственные данные. Свободное использование государственных данных разработчиками и сотрудниками НКО.
  • Открытый диалог. Открытый диалог между гражданами и государством. Возможность граждан влиять на государственные структуры.
  • Открытый бюджет. Открытость государственных расходов включая государственные и муниципальные бюджеты, государственные закупки, госконтракты, гранты и субсидии.
  • Открытый парламент. Открытость представительных органов власти, включая свободу доступа к парламентской информации, доступность парламентской информации в структурированном и открытом формате, понятность и публичность процедур принятия законов, вовлечение граждан в процессы разработки законопроектов.

Одной из существенных проблем общения представителей государства и граждан, является проблема непонятности государственной информации для простых людей. Эта проблема широко распространена во всём мире и во всех развитых странах, она сейчас решается через подход, который называется «открытые данные». Открытые данные — это специальный способ публикации информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа. Они также называются открытые машиночитаемые данные. Такой подход, позволяет широкое повторное использование публичных государственных баз данных бизнесом, СМИ и гражданским обществом. Примерами подобных данных в России, можно привести машиночитаемое раскрытие информации:

  • о государственных закупках
  • справочники адресной информации КЛАДР
  • раскрытие бюджета города Москвы в форматах, пригодных для повторного использования.

В России пока ещё нет портала открытых данных, аналогичного государственным порталам другим стран, однако инициативы по созданию порталов открытых данных, звучат на уровне федеральных министров и представителей правительств субъектов федерации. На сегодняшний день государственная политика в области открытости данных в России отсутствует, а само это направление представлено такими общественными проектами, как OpenGovData.ru и GisLab.info

Открытый бюджет

Бюджет — (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Если расходная часть бюджета превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом. Превышение доходов над расходами образует положительный остаток бюджета (профицит).

Открытый бюджет — это Раскрытие и полный доступ к информации о планировании и расходе Бюджета государственных структур, городов и страны в целом.

http://budget4me.ru/ob/faces/analysis/region-expenses

Краудсорсинг

Краудсорсинг – это процесс, позволяющий производить продукты, генерировать идеи, собирать информацию или создавать контент силами большого сообщества – часто онлайн-сообщества, хотя и необязательно. Такой метод противопоставляется традиционному процессу, когда продукт создается исключительно силами наемных работников и поставщиков. Сам термин “crowdsourcing” представляет собой гибрид из английских слов “crowd” (толпа) и “outsourcing” (привлечение внешних сил для решения поставленной задачи).

Краудсорсинг (альтернативный термин – «общественная экспертиза») используется в самых разных видах профессиональной, гражданской, общественной и коммерческой деятельности. Например, журналисты иногда собирают материал для статей, опрашивая свою аудиторию и затем обобщая полученные данные. Краудсорсинг использовался во время создания исландской конституции в 2011 г. Для тестирования программного обеспечения тоже часто применяется краудсорсинг. По краудсорсинговому принципу устроены сервисы, где пользователи могут задавать вопросы, а другие пользователи на них отвечают, после чего коллективным голосованием отбираются лучшие ответы. Наконец, краудсорсинг же используется в больших социальных проектах. Так в 2010 г. была создана карта помощи пострадавшим от лесных пожаров. Интерактивную краудсорсинговую карту несанкционированных свалок использует международный волонтерский экологический проект Let’s Do ItСделаем»).

Принцип краудсорсинга существовал и раньше, однако с распространением IT-технологий появилось больше возможностей для его использования. В первую очередь, это связано с тем, что этот процесс теперь требует минимальных затрат и становится более продуктивным за счет большого числа пользователей онлайн.

Характерная черта краудсорсинга в том, что его участники, как правило, сами заинтересованы в том, чтобы делать свой вклад в развитие коллективного проекта. Либо, благодаря массовости, работа распределяется между участниками так, что она не требует больших ресурсных затрат со стороны каждого отдельного пользователя. Поэтому, в отличие от традиционного производственного механизма, участникам краудсорсинга обычно не платят. Стимулами к участию становятся такие факторы, как заинтересованность в общем развитии проекта; потребность быть участником (участницей) сообщества; желание участвовать в принятии решений. Также краудсорсинговые проекты часто используют систему репутационных поощрений, в ряде случаев конвертируемых в социальные бонусы. Иногда работа в краудсорсинговом проекте даже оплачивается, однако оплата невелика.

Термин «краудсорсинг» впервые употребил в 2005 г. автор Джефф Хау (Jeff Howe) в переписке с редактором журнала Wired Марком Робинсоном (Mark Robinson). Они обсуждали проект статьи на тему использования новых интернет-возможностей в бизнесе и за не имением специального термина в шутку употребляли это слово. В 2006 г. в Wired вышла статья Хау под названием «Восход краудсорсинга» (“The Rise of Crowdsourcing”).

Примеры краудсорсинговых проектов:

Журналистика данных

Журналистика данных (дата-журналистика) – это направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и последующее представление полученной из них информации в виде текстовой истории или инфографики.

Безусловно, журналистика всегда предполагала обращение к данным, в том числе к базам данных. Однако журналистика данных как особое направление начала формироваться примерно в середине 2000-х годов. Этому способствовали два фактора:

  1. распространение компьютеров и программного обеспечения, позволяющих быстро и относительно легко обрабатывать существенные объемы данных;
  2. появление в интернете большого количества самых разных машиночитаемых данных. Прежде всего, речь идет об открытых данных.

В результате данные всё больше стали восприниматься и использоваться не как вспомогательный источник цифр, дополняющих информационное сообщение, а как основной источник, из которого можно черпать сюжеты для историй. Это могут быть истории, основанные на сопоставлении тех или иных показателей, например, в социальной сфере, или расследования с выявлением противоречий и неувязок в разных наборах данных. Также это могут быть просветительские материалы, помогающие людям разобраться в устройстве тех или иных процессов (в частности, государственных) и принимать более информированные решения.

Классический пример журналистики данных – это Datablog при британской газете Guardian, основанный в 2006 г. журналистом Саймоном Роджерсом (Simon Rogers), а теперь регулярно обновляемый множеством разных авторов.

Рост популярности дата-журналистики обусловлен еще и тем, что с распространением блогов и соцсетей информационная монополия СМИ разрушилась, и их аудитория стала сокращаться. Специализация на дата-журналистике, требующей особых навыков извлечения информации и зачастую существенных временных затрат, позволяет журналистам становиться посредниками между базами данных и широкой аудиторией. Иными словами, начала образовываться новая ниша, в которой работа журналистов востребована.

Помимо наиболее общего термина «журналистика данных» (data journalism или data driven journalism), используются и другие примыкающие понятия, призванные конкретизировать применение данных или разграничить разные способы их использования в журналистике. Однако в ряде случаев они могут использоваться синонимически.

Вычислительная журналистика (computational journalism). В отличие от дата-журналистики, акцент не столько на представлении данных в понятном для читателя виде, сколько на применении вычислительных методов для извлечения неочевидной информации из данных.

Журналистика баз данных (database journalism). В отличие от дата-журналистики, фокус этой работы приходится на создание баз данных по тем или иным темам, а не использование данных как ресурса для новостей.

Также область дата-журналистики неизбежно пересекается со сферой аналитической журналистики, с одной стороны, и расследовательской журналистики – с другой.

 

Известный британский журналист и блоггер Пол Брэдшоу (Paul Bradshaw), один из авторов «Пособия по журналистике данных» (Data Journalism Handbook) в предисловии к пособию очертил понятие журналистики данных следующим образом:

 

Что такое журналистика данных? Я мог бы просто ответить, что это журналистика, которая делается при помощи данных. Но это вряд ли поможет понять термин.

И «данные», и «журналистика» — ненадежные и неудобные термины. Кто-то считает, что данные – это любой набор цифр, чаще всего в таблице. 20 лет назад это был фактически единственный вид данных, с которыми имели дело журналисты. Но сейчас мы живем в цифровом мире – в мире, в котором практически все можно описать при помощи цифр – и в котором практически все и описывается при помощи цифр.

Ваш послужной список, 300 000 конфиденциальных документов, кто кого знает в вашем кругу друзей – все это можно описать (и все это описывается) всего двумя цифрами – нулями и единицами. Фотографии, видео, аудио – все описывается теми же двумя цифрами – нулями и единицами. Убийства, заболевания, политические голосования, коррупция и вранье – снова нули и единицы.

Что же отличает журналистику данных от остальной журналистики? Вероятно, это новые возможности, которые открываются, когда вы объединяете традиционное «чутье на новости», умение выведать все, что случилось, и способность рассказать захватывающую и наглядную историю с огромным количеством разнообразной цифровой информации, которая теперь стала доступной.

И эти возможности могут применяться на любом этапе журналистской работы. Например, это может быть использование программирования для автоматизации сбора и комбинирования информации из гражданских источников — в том числе, от муниципалитетов и полиции, как сделал Эдриан Холовати (Adrian Holovaty) сначала в проекте ChicagoCrime, затем – в проекте EveryBlock.

Или с помощью программного обеспечения можно проследить связи между сотнями тысяч документов, как это сделало издание Telegraph в проекте по расходам парламентариев (MPs’ Expenses).

Журналистика данных может помочь журналисту рассказать сложную историю с помощью инфографики. Ханс Рослинг (Hans Rosling), к примеру, в своих замечательных выступлениях рассказывал о визуализации нищеты в мире при помощи Gapminder. Видеозаписи этих его выступлений собрали миллионы просмотров по всему миру. А популярная работа Дэвида Маккендлесса (David McCandless) по извлечению сути из больших чисел – как, например, представление данных о государственных расходах в контексте или исследование о том, какое загрязнение окружающей среды произошло и какое было предотвращено, во время извержения исландского вулкана, - демонстрирует важность ясного дизайна на портале Information is Beautiful.

Или же она может помочь объяснить, какое отношение тот или иной сюжет имеет к индивидууму. Этим сейчас уже на постоянной основе занимаются BBC и Financial Times в своих интерактивных проектах по бюджету (там можно узнать, каким образом бюджет влияет на жизнь конкретного читателя, а не обобщенного обывателя). Или она может сформировать новую процедуру сбора новостей. Это успешно делает Guardian, которая в своем проекте Datablog делится с читателями данными, контекстами и вопросами.

Данные могут служить для дата-журналистики источником, или они могут быть тем инструментом, при помощи которого рассказывается история – или же они могут быть и тем, и другим одновременно. Как к любому источнику, к этому нужно относиться скептически; и, как в случае с любым инструментом, мы должны понимать, как этот инструмент может оформлять или ограничить истории, которые создаются с его помощью.

 

Понятный русский язык

Термин «понятный язык» в значительной мере сформировался на волне движения за открытость государственной власти к диалогу с гражданами. Хотя на самом деле эта проблематика выходит далеко за рамки государственных документов.

Тема понятного языка развивалась и продолжает развиваться одновременно в ряде стран. Суть в том, что большинство официальных документов, начиная с законов и заканчивая информирующими объявлениями, перегружены канцеляризмами, громоздкими синтаксическими конструкциями и профессиональным сленгом. Из-за этого людям, непривычным к такому стилю, эти тексты зачастую непонятны. Более того, даже те, кто постоянно имеет дело с соответствующей профессиональной средой, жалуются на большое количество двусмысленностей и путаницы, порождаемых излишней сложностью. Концепция понятного языка предполагает, что эти тексты можно и нужно стилистически «перевести» таким образом, чтобы обычные граждане могли с легкостью в них разобраться.

В англоязычной традиции это называется “plain language” (простой/понятный язык) или “plain English” (простой/понятный английский). Массовая дискуссия о «понятном языке» началась в Британии в 1970-е гг. и в итоге вылилась в движение за использование «понятного языка» в СМИ, политике и ведомственных документах. В 1979 г. там даже появилась специальная организация под названием Plain English Campaign (кампания за понятный английский). В США в 2010 г. требования к понятности официальных текстов были закреплены на федеральном законодательном уровне Актом о простом письме, положившем начало реформе официального стиля. Аналогичная реформа прошла в Австралии.

Это подразумевает проведение исследований, в числе тестов, проверяющих, насколько тексты понятны школьникам, студентам и специалистам. По итогам таких исследований в США были разработаны метрики, которые показывают, сколько классов американской средней школы необходимо для понимания того или иного текста. Отдельно, но в том же русле в США и в Британии проводится работа по адаптации английского языка для иноязычной аудитории (так называемый “simple English”). Это немало способствует распространению английского языка в статусе международного.

Сейчас инициатива по системному развитию понятного языка как посредника между госструктурами и общественностью активно развивается и в других странах. Иногда это называют «Движением за понятный язык». В России пока что движения как такового нет, хотя проблемы с пониманием официальных документов в связи с их стилистической спецификой неизменно возникают. Мы полагаем, что развитие понятного русского языка необходимо, потому что это важное условие гражданской грамотности и залог принятия информированных решений.

Безусловно, понятный русский язык нужен не только как средство общения с госструктурами. Не менее важны и все те ситуации, когда узкоспециальный жаргон или терминология непосредственно соприкасается с широкой аудиторией. Например, это случаи, в которых людям нужно решить, какой товар им лучше купить или какое программное обеспечение им больше подходит. Сюда также относятся медицинские диагнозы, инструкции по эксплуатации устройств, регламенты и прочие документы, которые зачастую оказываются совершенно невразумительными для неспециалиста.

Во многих случаях это связано с тем, что их составители просто не умеют или не считают нужным переводить специальный язык в понятные термины. Но возможны и злоупотребления, когда автор нарочно перегружает текст терминологией и сложными синтаксическими конструкциями, чтобы читателю было труднее вникнуть в его суть. В потенциале это богатая почва для мошенничества и злоупотреблений.

Как привить такую инициативу в России, чтобы это принесло ощутимые плоды?

Здесь есть два подхода, которые условно можно разделить на «правильный» и «быстрый». Хотя на практике они лучше всего работают параллельно друг с другом.

«Правильный» подход предполагает наличие у такой инициативы институциональной базы. Это, к примеру, может быть некоммерческая организация, специализирующаяся на вопросах языка, или уже существующий центр по борьбе за права потребителя, готовый сосредоточиться на этой теме. Но развитие таких институтов и проектов требует времени.

«Быстрый» подход – это создание интернет-проектов, направленных на оценку и повышение «понятности». Такие проекты могут быть устроены по-разному. Приведем два простых примера.

Во-первых, это могут быть народные и экспертные рейтинги понятности (и непонятности). Граждане присылают туда тексты, которые им кажутся наиболее непонятными. Затем эти тексты публикуются онлайн, обсуждаются и оцениваются как экспертами, так и гражданами. Можно по итогам рассылать или вручать победителям этих рейтингов грамоты «За извращённую казуистику». Параллельно можно организовать рейтинг наиболее понятных текстов, и также присваивать победителям грамоту «За ясность и понятность». Примером такого проекта может послужить сайт Center for Plain Language (США) со специальным разделом (Awards), где представлены победители.

Во-вторых, это могут быть проекты по оценке текстов на предмет внятности и переписыванию документов понятным языком. Речь идет даже не о текстах законопроектов или законов, а, скажем, о документах, содержащих условия использования или отказы от ответственности.

Подчеркнем, что в обоих случаях полноценных результатов можно добиться лишь при наличии институциональной базы. Однако следует учитывать и то, что сильные гражданские инициативы часто рождаются как стихийное движение и только со временем получают институциональное подкрепление.

Понятное правительство

Понятное правительство — новая платформа для расширения и упрощения общения, между государственными структурами и обществом. При этом используется инфографика, наглядные руководства и пособия, и другие механизмы, разработанные в помощь людям, находить пути взаимодействия с представителями государства и предпринимать шаги по улучшению их работы.

Визуализация данных (инфографика)

Визуализация данных – это представление информации с помощью изображений, графиков, схем, таблиц и диаграмм. Ценность визуализации в том, что она часто позволяет наиболее наглядно и лаконично выявить и показать содержащуюся в данных информацию, потому что на картинке можно сразу продемонстрировать то, что в вербальном эквиваленте займет не один абзац.

Благодаря распространению и быстрому развитию информационных технологий появилось множество инструментов для создания разного рода визуализаций. В результате представление данных в визуальном формате стало всё чаще использоваться во многих областях деятельности, прежде всего в научной, медийной и бизнес-аналитике.

В разработке способов визуального представления данных в равной мере принимают участие ИТ-специалисты и дизайнеры, так как от дизайна во многом зависит, насколько понятной и «читаемой» будет визуализация.

С помощью визуализации данных решаются самые разные задачи.

Во-первых, это важный инструмент на начальных этапах анализа данных. Самые простые графики позволяют быстро обнаружить в данных закономерности, тенденции или аномалии, на которые будет ориентироваться аналитик при дальнейшей работе с данными. Аналогичным образом журналист, используя графики при первичном просмотре данных, может сформулировать для себя вопросы, из которых в дальнейшем можно вывести сюжет для очередного материала.

Во-вторых, визуализации часто играют важную роль в представлении конечных результатов анализа. Это могут быть статичные графики, иллюстрирующие тенденции; интерактивные визуализации, позволяющие пользователям самостоятельно исследовать данные; а также инфографика (статическая или интерактивная), наглядным образом представляющая основанную на данных историю.

Важная задача визуализации в том, чтобы в одной картинке с ограниченным числом физических измерений (как правило, двухмерной) показать множество содержащихся в данных измерений и взаимосвязь между ними. Классическим примером многомерной инфографики считается старинная диаграмма, демонстрирующая наступление наполеоновской армии на Москву и последующее отступление. Эту диаграмму создал французский аналитик Шарль Минар (Charles Minard) в 1863 г. Она отражает такие параметры, как маршрут армии, направление ее движения, изменение температурных условий, а также изменение размеров армии во ходе наступления и отступления. Таким образом, принципы создания сложных визуализаций начали осваиваться еще задолго до возникновения компьютеров, однако цифровые технологии дали этому формату сильнейший стимул к развитию и распространению.

Было разработано множество инструментов для визуализации данных. Среди них есть платные и бесплатные, онлайн-приложения и скачиваемые программы, простые пользовательские, не требующие специальных навыков, и сложные, для работы с которыми нужны навыки программирования. В настоящий момент среди широкой популярностью пользуются такие онлайн-сервисы, как infogr.am и plot.ly. Однако существует великое множество других, а также продолжают создаваться новые.

Разные типы данных требуют разных способов представления. К настоящему моменту разработан ряд базовых типов визуализации для различных случаев. Например, выделяются такие типы, как линейный график, график рассеивания, столбиковая диаграмма, гистограмма, лепестковая диаграмма, линия времени и многие другие. Подробнее о типах визуализации и областях их применения можно почитать здесь.

Среди основополагающих работ, описывающих принципы визуализации данных, часто ссылаются на труды Эдварда Тафти (Edward Tufte) «Наглядное отображение количественной информации» (The Visual Display of Quantitative Information) и «Представление информации» (Envisioning Information).

Общественный контроль

Основная задача демократического государства – обеспечение конституционных прав и свобод  гражданина. При этом власть не может добросовестно и эффективно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны своего «работодателя» – общества. Власти, как и любому работнику, нужно четко ставить задачу, следить за процессом и итогами ее деятельности. Бесконтрольная власть подвержена коррупции, работает нерационально и злоупотребляет инструментами принуждения. Общественный контроль – это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.

В России существует ряд законов и подзаконных актов, содержащих инструменты общественного контроля, например:

Интероперабельность

Интероперабельность (interoperability) – это свойство продукта или системы, позволяющее им полноценно взаимодействовать с другими продуктами или системами как современными, так и нового поколения. Это свойство обусловлено открытостью интерфейсов.

Первоначально этот термин употреблялся только в применении к информационным технологиям и системам, рассчитанным на обмен информацией. Сейчас его стали употреблять и в более широком смысле – например, в применении к социальным или политическим механизмам. В данном случае речь идет о ситуациях, в которых система должна оставаться работоспособной, несмотря на то, что индивидуальные компоненты (например, пользователи этой системы или циркулирующие между системами документы) различны и находятся в ведении разных инстанций.

Если привести пример из технологической сферы, то интероперабельными можно назвать такие форматы структурирования данных, как XML или SQL. Это значит, что такой формат может быть воспринят любой системой. То же касается формата Unicode, который позволяет разным системам и устройствам корректно отображать графику разных языков. Такое свойство данных называют синтаксической интероперабельностью. Синтаксическая интероперабельность – это необходимое условие интероперабельности в более широком смысле слова.

Помимо того, чтобы две и более компьютерные системы могли воспринять передаваемую друг другу информацию, важно, чтобы они были способны автоматически проинтерпретировать эту информацию корректным образом. За это уже отвечает семантическая интероперабельность. Семантическая интероперабельность подразумевает, что системы ориентированы на одну и ту модель интерпретации, в которой исключены двусмысленности. Иными словами, интероперабельные системы обязательно опираются на одни и те же стандарты.

В этом смысле интероперабельность тесно связана с таким понятием, как открытые стандарты.

Аналогичная система обмена информацией возможна также на уровне организаций и социальных систем. Например, функционирование социальных служб подразумевает постоянный обмен информацией. Чем точнее сохраняется и интерпретируется информация при передачи от инстанции к инстанции, тем эффективнее и качественнее их работа. Интероперабельность, основанная на общих стандартах и правилах, ускоряет взаимодействие между разными инстанциями и минимизирует риск ошибки. Собственно, это необходимое качество систем, которые обычно называют «электронным правительством» (eGovernment).

Таким образом, интероперабельность – это метапонятие, которое применимо к самым разным областям, где имеет место взаимодействие систем. Это и разработка программного обеспечения, и медицина и здравоохранение, и электронное правительство, и общественная безопасность, и оборона, и пути сообщения, и многое другое.

В некоторых сферах необходимость интероперабельности уже осознана и постепенно внедряется. В других это только предстоит. Процесс внедрения, конечно, в каждом конкретном приложении нуждается в исследовании и усовершенствовании. В ряде случаев можно учитывать и адаптировать опыт других областей. Так, например, в разработке программного обеспечения интероперабельность достигается такими методами, как:

  • тестирование продукта;
  • партнерство с сообществами или предприятиями в той же отрасли;
  • следование производственным стандартам.

Открытые стандарты

Открытый стандарт – это общедоступная техническая спецификация, то есть установленная норма производства того или иного продукта. Когда речь идет об открытом стандарте, часто подразумевается, что у него либо вообще нет правообладателя (он существует в качестве общественного достояния), либо он принадлежит общественной организацией, у которой нет монополии на производство продуктов с использованием этой спецификации.

Обычно к открытому стандарту прилагается также набор правил, регламентирующих его использование, — например, в формате лицензии.

Трактовка термина может варьироваться в зависимости от того, что включается в понятие открытости и общедоступности. Например, правительства некоторых стран Евросоюза требуют отчислений за использование стандартов, определяя их, тем не менее, как открытые. В этом можно усмотреть противоречие, если исходить из того, что открытость подразумевает бесплатное использование. Есть, с другой стороны, вырабатывающие стандарты организации, которые принципиально не требуют никакой платы за использование стандартов, а, наоборот, только приветствуют их массовое применение. Так, например, действует Консорциум World Wide Web (W3C), который определяет стандарты публикации веб-документов.

Таким образом, единого определения термина пока не существует, как не существует и единой международной юридической трактовки. Тем не менее, есть широкий консенсус, что общедоступные стандарты, не требующих отчислений, по ряду признаков выгодно отличаются от традиционных стандартов. В частности, использование открытых стандартов может сильно удешевить конечный продукт (потому что производитель не должен платить за это отчисления) и, таким образом, сделать его более привлекательным для покупателей. Кроме того, существование открытых стандартов – это важное условие интероперабельности.

Одно из наиболее популярных определений открытого стандарта разработал Брюс Перенс, один из лидеров движения за свободное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым кодом. Согласно этому определению, стандарт называется открытым, если он отвечает следующим принципам:

  • Доступность. Открытые стандарты доступны всем для чтения и реализации.
  • Максимизация выбора. Открытый стандарт создает справедливый конкурентный рынок для реализаций стандарта. Он не привязывает потребителя к определенному поставщику или группе поставщиков.
  • Отсутствие лицензионных отчислений. Открытые стандарты могут быть свободно реализованы всеми, без каких-либо лицензионных отчислений или платежей. Сертификация соответствия стандарту производимая стандартизирующими организациями может, однако, требовать платы.
  • Отсутствие дискриминации. Открытые стандарты и организации, их администрирующие, не должны отдавать предпочтения одним реализациям перед другими по любым причинам, кроме технического соответствия реализации стандарту. Сертифицирующие организации должны оставлять возможность для подтверждения соответствия для дешевых и бесплатных реализаций, но могут также предоставлять дополнительные услуги по сертификации.
  • Расширения, или подмножества. Реализация открытого стандарта может быть расширена по сравнению со стандартом, то есть предложена в виде части стандарта. Однако сертифицирующие организации могут отказываться сертифицировать частичные реализации и могут налагать ограничения на расширения (см. Хищнические практики).
  • Хищнические практики. В открытых стандартах могут применяться условия лицензирования, защищающие от подрыва стандарта посредством тактики Embrace-Extend-Extinguish. Связанная со стандартом лицензия может потребовать публикации справочной информации для расширений или публичной лицензии на создание, распространение и продажу программ, совместимых с расширениями. Не может быть никаких других запретов на расширение открытого стандарта.

Существует и множество других определений. Некоторые из них исходят от государственных институтов, другие – со стороны общественных организаций. Например, определение, данное в документе Евросоюза “European Interoperability Framework”, требует публичности самого процесса принятия и изменения стандарта. Определение Open Source Initiative требует полноты самого стандарта и наличия процедуры устранения обнаруживаемых неоднозначностей. Также в определении OSI уточняется, что открытый стандарт не должен зависеть от технологий, не отвечающих требованиям открытого стандарта. Определения, зафиксированные в законодательстве Дании, Испании, Франции, Венесуэлы в основном ограничиваются указаниями на доступность самих стандартов и свободу их реализации.

Гражданская информированность

ГРАЖДАНСКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ — это то насколько граждане знают о том или ином событии, явлении, законе и чем-либо еще что напрямую затрагивает их права и обязанности.

Раскрытие информации

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ — это официальная публикация значимой информации о деятельности организации или человека  таким образом чтобы с ней могли ознакомиться неограниченное число лиц.