Краудсорсинг – это процесс, позволяющий производить продукты, генерировать идеи, собирать информацию или создавать контент силами большого сообщества – часто онлайн-сообщества, хотя и необязательно. Такой метод противопоставляется традиционному процессу, когда продукт создается исключительно силами наемных работников и поставщиков. Сам термин “crowdsourcing” представляет собой гибрид из английских слов “crowd” (толпа) и “outsourcing” (привлечение внешних сил для решения поставленной задачи).

Краудсорсинг (альтернативный термин – «общественная экспертиза») используется в самых разных видах профессиональной, гражданской, общественной и коммерческой деятельности. Например, журналисты иногда собирают материал для статей, опрашивая свою аудиторию и затем обобщая полученные данные. Краудсорсинг использовался во время создания исландской конституции в 2011 г. Для тестирования программного обеспечения тоже часто применяется краудсорсинг. По краудсорсинговому принципу устроены сервисы, где пользователи могут задавать вопросы, а другие пользователи на них отвечают, после чего коллективным голосованием отбираются лучшие ответы. Наконец, краудсорсинг же используется в больших социальных проектах. Так в 2010 г. была создана карта помощи пострадавшим от лесных пожаров. Интерактивную краудсорсинговую карту несанкционированных свалок использует международный волонтерский экологический проект Let’s Do ItСделаем»).

Принцип краудсорсинга существовал и раньше, однако с распространением IT-технологий появилось больше возможностей для его использования. В первую очередь, это связано с тем, что этот процесс теперь требует минимальных затрат и становится более продуктивным за счет большого числа пользователей онлайн.

Характерная черта краудсорсинга в том, что его участники, как правило, сами заинтересованы в том, чтобы делать свой вклад в развитие коллективного проекта. Либо, благодаря массовости, работа распределяется между участниками так, что она не требует больших ресурсных затрат со стороны каждого отдельного пользователя. Поэтому, в отличие от традиционного производственного механизма, участникам краудсорсинга обычно не платят. Стимулами к участию становятся такие факторы, как заинтересованность в общем развитии проекта; потребность быть участником (участницей) сообщества; желание участвовать в принятии решений. Также краудсорсинговые проекты часто используют систему репутационных поощрений, в ряде случаев конвертируемых в социальные бонусы. Иногда работа в краудсорсинговом проекте даже оплачивается, однако оплата невелика.

Термин «краудсорсинг» впервые употребил в 2005 г. автор Джефф Хау (Jeff Howe) в переписке с редактором журнала Wired Марком Робинсоном (Mark Robinson). Они обсуждали проект статьи на тему использования новых интернет-возможностей в бизнесе и за не имением специального термина в шутку употребляли это слово. В 2006 г. в Wired вышла статья Хау под названием «Восход краудсорсинга» (“The Rise of Crowdsourcing”).

Примеры краудсорсинговых проектов: