Журналистика данных

Предлагаем вам отрывок из книги «Пособие по Журналистике данных»

Что такое журналистика данных? Я могу просто ответить, что это журналистика, которая делается при помощи данных. Но это вряд ли особо поможет.

И «данные», и «журналистика» — ненадежные и неудобные термины. Кто-то считает, что данные – это любой набор цифр, чаще всего в таблице. 20 лет назад это был фактически единственный вид данных, с которыми имели дело журналисты. Но сейчас мы живем в цифровом мире, мире, в котором практически все можно описать при помощи цифр – и в котором практически все и описывается при помощи цифр.

Ваш послужной список, 300 000 конфиденциальных документов, кто кого знает в вашем кругу друзей – все можно описать (и описывают) всего двумя цифрами – нулями и единицами. Фотографии, видео, аудио – все описывается теми же двумя цифрами – нулями и единицами. Убийства, заболевания, политические голосования, коррупция и вранье – снова нули и единицы.

Что же отличает журналистику данных от остальной журналистики? Возможно, это новые возможности, которые открываются, когда вы объединяете традиционный «нюх на новости», умение выведать все, что случилось, со способностью рассказать захватывающую и наглядную историю, с настоящим масштабом и разнообразием цифровой информации, которая ныне доступна.

И эти возможности могут появиться на любой стадии процесса журналистской работы: с использованием программирования для автоматизации процесса сбора и объединения информации от местных властей, полиции и других гражданских источников, как сделал, например, Эдриан Головатый (Adrian Holovaty) сChicagoCrime и потом c EveryBlock.

Или можно использовать программное обеспечение для поиска связей между сотнями тысяч документов, как сделала The Telegraph с проектом «Расходы парламентариев».

Журналистика данных может помочь журналисту рассказать сложную историю за счет задействования инфографики. Яркие и эффектные наглядные рассказы Ханса Рослинга о визуализации нищеты в мире при помощи Gapminder, например, собрали миллионы просмотров по всему миру. А популярная работа Дэвида Маккендлесса по извлечению сущности из больших чисел – как-то, например, представление государственных расходов в контексте, или исследование о том, какое загрязнение окружающей среды было и какое было предотвращено во время извержения исландского вулкана — демонстрирует важность чистого дизайна на портале Information is Beautiful.

Или же она может помочь объяснить, какое отношение тот или иной сюжет имеет к индивидууму, это, например, сейчас уже очень часто делают BBC и Financial Times в своих проектах интерактивного бюджета (где вы можете узнать, как бюджет затрагивает лично вас, а не обывателей в целом). Или же она может открыть сам процесс сбора новостей, The Guardian успешно делает это, делясь данными, контекстной информацией и вопросами в своем проекте Datablog.

Данные могут служить источником журналистики данных, или же они могут быть тем инструментом, при помощи которого рассказывается история – или же они могут быть и тем, и другим одновременно. Как к любому источнику, к нему нужно относиться скептически, и как с любым инструментом, мы должны осознавать и понимать, как этот инструмент может придать форму или ограничить истории, которые создаются с его помощью.

 

Книга находится в открытом доступе: http://ria.ru/files/book/_site/index.html