Открытое правительство (открытое государство) — это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства, с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием. В наиболее широком изложении, она противостоит попыткам легитимизации расширения секретности и не публичности деятельности государственных структур. Аргументы, в пользу открытого правительства, восходят ко времени европейского Возрождения: к дебатам о правильном обустройстве рождающегося тогда гражданского общества.

Прозрачность государства, часто связана с обеспечением подотчетности. Прозрачность зачастую позволяет гражданам демократических стран контролировать их государство и уменьшать коррупцию,взятки, и иные должностные преступления.

Современная доктрина открытости государства, находит сильную поддержку среди некоммерческих организаций, занятых противостоянием тому, что они видят как непрерывную тенденцию склонности государства к уходу в секретность, везде где это только возможно. Они выступают в поддержку применения норм открытости и прозрачности по всему миру и убеждают в необходимости подобных стандартов для процветания и развития демократических обществ.

Мировая практика, в области открытости государства, является весьма широкой и включает множество тем и направлений, которые правительства стран выбирают как приоритетные. В то же время, ряд направлений присутствуют повсеместно и считаются неотъемлемыми для обеспечения публичности государства. К таким направлениям можно отнести:

  • Свобода информации. Свобода доступа к государственной информации для граждан.
  • Открытые данные. Открытые государственные данные. Свободное использование государственных данных разработчиками и сотрудниками НКО.
  • Открытый диалог. Открытый диалог между гражданами и государством. Возможность граждан влиять на государственные структуры.
  • Открытый бюджет. Открытость государственных расходов включая государственные и муниципальные бюджеты, государственные закупки, госконтракты, гранты и субсидии.
  • Открытый парламент. Открытость представительных органов власти, включая свободу доступа к парламентской информации, доступность парламентской информации в структурированном и открытом формате, понятность и публичность процедур принятия законов, вовлечение граждан в процессы разработки законопроектов.

Одной из существенных проблем общения представителей государства и граждан, является проблема непонятности государственной информации для простых людей. Эта проблема широко распространена во всём мире и во всех развитых странах, она сейчас решается через подход, который называется «открытые данные». Открытые данные — это специальный способ публикации информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа. Они также называются открытые машиночитаемые данные. Такой подход, позволяет широкое повторное использование публичных государственных баз данных бизнесом, СМИ и гражданским обществом. Примерами подобных данных в России, можно привести машиночитаемое раскрытие информации:

  • о государственных закупках
  • справочники адресной информации КЛАДР
  • раскрытие бюджета города Москвы в форматах, пригодных для повторного использования.

В России пока ещё нет портала открытых данных, аналогичного государственным порталам другим стран, однако инициативы по созданию порталов открытых данных, звучат на уровне федеральных министров и представителей правительств субъектов федерации. На сегодняшний день государственная политика в области открытости данных в России отсутствует, а само это направление представлено такими общественными проектами, как OpenGovData.ru и GisLab.info