«Инерционная открытость»: эксперты Счетной палаты подготовили рейтинг, посвященный открытости госструктур

Только четыре российских министерства можно назвать полностью открытыми. К такому выводу пришли эксперты из АНО «Инфокультура» и Центра перспективных управленческих решений в докладе «Открытость государства в России», подготовленном для Счетной палаты. Результатом исследования стал рейтинг министерств и ведомств.

Эксперты разработали методологию, которая позволяет оценить уровень взаимодействия ведомств и граждан по трем показателям:

  • Открытость информации – это широкий спектр правовых и коммуникационных инструментов, которыми должны располагать граждане для получения информации, находящейся в ведении государственных органов;
  • Открытые данные – механизм получения информации (данных) от государства в проактивном режиме. Это означает, что государство публикует данные независимо от наличия запросов, то есть в автономном и регулярном режиме;
  • Открытый диалог – категория, которая предполагает непосредственное участие граждан и бизнеса в принятии решений и возможность контролировать их качество исполнения. Это, например, публичные консультации, экспертиза законопроектов, партисипаторное, в том числе и инициативное, бюджетирование, общественные обсуждения, голосования по частным вопросам, механизмы онлайн-петиций и электронные приемные.

Авторы проанализировали работу 22 федеральных министерств и 50 федеральных служб.

Для примера, наиболее высокие результаты министерства демонстрируют в открытости информации и данных: 13 министерств попали в первую категорию. По открытости диалога половина министерств (54%) оказалась во второй категории. Это прогнозируемое распределение: открытость информации и данных более полно регулируются законодательством, в то время как открытый диалог проще имитировать.

Эксперты провели аналогичное исследование и в отношении госкорпораций, однако составить их полноценный рейтинг сложнее. Большая часть законов, регулирующих доступ к информации, не распространяется на их деятельность.

По мнению авторов доклада, в России для повышения открытости государства создана необходимая нормативная база, однако практика ее применения остается на низком уровне. Сейчас эту сферу можно охарактеризовать, скорее, как «инерционную открытость», не подкрепленную ни реальными поручениями Председателя Правительства или Президента, ни четко сформулированным общественным запросом на большее взаимодействие.

В качестве решения эксперты предлагают создать единый орган, курирующий вопросы открытости и осуществляющий координацию ведомств в этой области. При этом, подчеркивают авторы, необходимо учесть опыт «Открытого правительства» — из-за структурных проблем, слабой институциализации и отсутствия серьезных полномочий оно не смогло достаточно эффективно выполнять свои функции.

С полным текстом доклада и подробным рейтингом открытости можно ознакомиться по ссылке. Исходные данные оценок федеральных министерств и служб по всем категориям представлены в виде электронной таблицы XLSX и доступны для скачивания.

Предполагается, что доклад об открытости государства будет ежегодным. Мы будем развивать рейтинг, совершенствуя методику и повышая его охват и точность. В дальнейшем следует сформировать не только общий рейтинг открытости органов государственной власти, но также и отраслевые, тематические рейтинги, которые позволяли бы оценивать открытость в отдельных сферах экономики и общественной жизни.

Источник: Счетная Палата Российской Федерации